Лето, отпуск. Война. Такие вот в Украине сейчас реалии. Но решили все же поехать куда-нибудь, завтра ведь ситуация может измениться. И не факт, что в лучшую сторону. С маленьким ребенком море отпадало, решили подыскать какое-нибудь озеро или термальный курорт. Ну, и чтобы недалеко. Выбор пал на Словакию и Венгрию. Визы получены, маршрут составлен, но жене очень не хотелось трястись двое суток в авто с ребенком, и она нашла перелет Визз-эйром в Будапешт за 100 с лишним евро туды-сюды. Научил на свою голову. Ну, баба с возу, пивзаводов больше, пришлось и мне переделывать маршрут. И вот что получилось.
Карпатская эпопея.
Первая остановка в Ровно. Хозяин новой пивоварни «Елітеко» был в отъезде, так что пришлось покупать пиво в ближайшем кафе «Сузір’я». В природе есть этикетки на кеги и ПЭТ, пиво реализуется, в том числе, и в Киеве.
Ресторан «Три слона» - все без изменений, декели и стекло не менялись.
Бусский завод "Пивоварня Кубок" пива не варит, производит только солод. Удалось выянить детали - в прошлом году завезли минипивоварню, сделали несколько варок, да так дело и заглохло. Уже нет ни старого, ни нового оборудования, так что завод можно вычеркивать из списка действующих. Здание старой солодовни выглядит солидно, пивница, судя по всему, закрыта
Переночевали во Львове. Цена апартаментов на четверых (часть маршрута я проехал с друзьями) – 250 гривен (15 евро), и это в центре. Обожаю этот город, готов бродить по нему целые дни напролет. В этот раз времени было в обрез, но как не подняться на Высокий замок, не сфоткать Захер-Мазоха, не выпить чашечку кофе, не пройтись по площади Рынок, не зайти в Крийивку, не проведать любимый итальянский дворик?
Во Львове магазины работают по особому графику, и даже за неправильную парковку сначала предупреждают - заберите свой драндулет, и только потом штрафуют. Потрясающий город
Пивоварни посетил три. Первой была «Королівська пивоварня» возле площади Рынок. Пивовар Любомир Гирнык и его помощник Алексей Ярош всё показали-рассказали.
Заводик «Хмільний Лев» работает всего несколько месяцев, но уже успел полюбиться львовянам. Пиво хорошо продается, новый сорт Багряне был на подходе, хозяева очень гостеприимны. На фото, слева направо: помощник пивовара Юрий Ковальчук, хозяин Назар Жибак, пивовар Олег Смолинский.
Пивоварня в ресторане «Кумпель» маломощная, а ресторанов у Марка Зархина несколько, вот и родилась идея расширить производство. Новая «Пивоварня Кумпель» находится на львовской окружной дороге, в селе Сокольники. Пиво продается во всех заведениях Марка Зархина (Піца Челентано, Картопляна Хата, кафе Пункт, рестораны Сало, Япі, Дарвін, Кафе №1, Bianco Rosso pasteria и другие), в том числе и в ресторане «Кумпель», чья собственная пивоварня также продолжает работу. Ассортимент не пересекается, так что пока идентифицировать пиво не сложно. Огромное спасибо бухгалтеру Татьяне Выговской за экскурсию в её рабочее, но не рабочее для пивоварни время.
На часах уже немного за полдень, а я все еще во Львове. С сожалением покидаю город. По дороге проезжаю Меденичи, где находится самый старый завод Украины. До наших дней оригинальные здания, конечно же, не дожили, но и более поздние строения радуют глаз. Этикеток найти не удалось, а вот бутылками владелец здания похвастался – нашли, когда прокладывали коммуникации.
В Дрогобыче с этого года работает пивоварня "ПП Млинар". Анатолий Михайлович по телефону произвел очень приятное впечатление, поэтому я был просто обязан к нему заехать. Хозяин рассказал, как они вручную затаскивали 700-килограммовые танки в крохотный проем, о сложностях с функционированием пивоварни в многоэтажном жилом доме.
Напоследок выдал пива на дорожку. Ну и чебуреки у них очень вкусные, рекомендую! Еще интересная деталь – до Дрогобыча подвозил местного жителя, он упомянул, что его тестю уже за восемьдесят. А узнай-ка, говорю, где в Дрогобыче пиво в 1960-х варили? Я слыхал, что на Горького. Позвонил. По словам тестя, улица Горького сейчас называется Гайдамацкой, а старый Райпищекомбинат и есть "Прикарпаття ЗБАН". Старый миф рушится, получается, в Дрогобыче был только один завод.
Борислав лежит всего в десяти км. от Дрогобыча. Дорога перешла в грунтовую, встречный таксист нехорошо улыбнулся. Мы в Борислав, говорит, ездим через Трускавец, потому что напрямую дороги нет. Есть только направление. Пивоварни в Бориславе, как выяснилось, тоже уже нет. Танки стоят на улице, двери никто не открыл, несмотря на открытые окна и наличия машины у входа. Не хотят общаться. Уже по приезду прочитал, что оборудование перевозят во Львов
Расслабленный хорошими дорогами, на Закарпатье я решил попасть по короткому пути, через Вышковский (Торуньский) перевал. Господи, какая же это была ошибка. Уже в Болехове от дороги не осталось и названия, и началась игра «оставь свою ходовую в Карпатах». На вершину я в итоге забрался, машину не разбил, но осадочек остался. Красивые виды его скрасили, но совсем чуток.
Село Межгорье может похвастаться своей пивоварней "Карпатський горизонт". Старых этикеток не нашли, декелей не осталось. Но современные этикетки достал.
Напоследок девушка-бармен сказала «Приходите ещё». Ну уж нет, пока дорогу не построят. Хотя, справедливости ради, замечу, что ехать можно и нужно через Воловец. Но обидно, конечно, что через Карпаты всего две дороги, и одна из них в таком состоянии.
Село Вышково находится у румынской границы, и там есть новая пивоварня «Кіблер». Вечерело, заводик был закрыт, а в пиццерии не было ни бокалов, ни декелей. Но пиво было, была и пицца.
Уж не знаю зачем я поехал в село Чепа. О местной пивоварне "Євчак Я і М" не было информации уже семь лет, время позднее, дороги разбитые. Но безумству храбрых поём мы песни (ничего, что я так не скромно?) – работает! С хозяином заведения, Евчаком Иваном Юрьевичем, мы просидели далеко за полночь, общались обо всем на свете – о местном пивоварении, о венгерских паспортах и пенсиях, о контрабанде и так далее. Большинство этнических венгров, по словам работников ресторана и посетителей, за единую Украину, несмотря на наличие венгерских паспортов. Кто хотел, тот уже давно уехал в Венгрию, а остальным и здесь нравится. Старшее поколение еще говорит по-русски, а вот молодежь уже перешла на украинский. Хотя между собой все общаются на венгерском. Уважаю за это венгров – в приграничной Румынии, Сербии и Словакии везде венгерские надписи и речь, их так и не смогли ассимилировать. Ну а пиво … Пиво варит все тот же пивовар-заправщик бензоколонки, всего две-три варки за сезон. С 2008 года Иван Юрьевич перестал продавать пиво дистрибьюторам – слишком много возни с возвратом кег, с предоплатой. Пиво – это далеко не основной бизнес, это для удовольствие, и продается оно только на месте. Здесь же есть и отель, где я заночевал за 180 гривен (11 евро).
Рано утром меня разбудил Иван Юрьевич – каждый день он с шести утра на работе. Шесть, это по-венгерски, по-нашему в 7.00. Местные живут не по киевскому времени, так как находятся физически в центральноевропейском GMT+1. Но вводить отдельный часовой пояс для небольшого Закарпатья никто не собирался ни при СССР, ни сейчас.
До Румынии всего 8 км, но дороги снова нет! Вот золотые батоны есть, а дороги нет. Ну кто по ним ездит, верно? Стыд и срам. Переход Дяково-Халмеу пройден быстро, очереди нет совсем. Один из двух пунктов пропуска между Украиной и Румынией, не считая местных переходов. Это на почти 600 км. сухопутной границы!