Уверен - большинство прочитавших эти строки почесали репу. Мол, разве есть такая страна? Признаться, я и сам не знал. То есть про сами острова слышал, но вот про их особый статус – нет. Но вовремя увидел отчет Константина Симоненко, первого украинца, посетившего все страны мира. Потому как уже были на руках билеты в Стокгольм.
Немного истории. Аланды – это шведско-финский Крым. К появлению спора, как и в нашем случае, привели действия (опа, сюрпрайз) России. Несколько сот лет тому шведы и россияне ожесточенно мерялись письками на севере Европы. Помните 1709 год, когда шведам наваляли под Полтавой? Ровно через 100 лет россияне оккупировали Аланды и присоединили их к своему княжеству Финляндскому. Во время Крымской войны (еще одно совпадение, да?) острова были отбиты у россиян англичанами, и по Парижскому мирному договору 1856 года признаны демилитаризованной зоной. Но мы помним слова Бисмарка, что договор с Россией не стоит даже бумаги, на которой он написаны. Российский гарнизон стоял на Аландах до 1917 года. В 1939-м, уже под флагом СССР, зашли еще раз, возвращать «исконно российские земли». Во время большевистской революции финны не растерялись, и объявили о своей независимости от России, прихватив заодно и Аланды. Теперь уже шведам это не понравилось, они даже высадили свои войска. Но в итоге только смогли выторговать у Лиги Наций для Аландских островов особый статус в составе Финляндии, и полностью демилитаризованную зону.
Аландские острова имеют все атрибуты независимого государства – Парламент (не подконтрольный финскому), флаг, автомобильные номера, почтовые марки, доменное имя. В 1991 году была попытка ввести местную валюту (далер). Тираж был напечатан, но так и не введен в обращение, в обмен на более широкую автономию от Финляндии. Есть также местное гражданство, получить которое финны могут лишь на общих с остальными основаниях, и только при условии знания шведского языка. Граждане островов освобождены от службы в финской армии, только они имеют право заниматься предпринимательством, приобретать недвижимость и участвовать в выборах.
Ситуация с языком красноречиво показывает, что бывает на территориях с «особым статусом». Финляндия уже более 200 лет владеет островами. Все вывески и указатели на шведском. Финский не является официальным языком и даже в школах изучается факультативно. Более 95% населения финским вообще не владеют. При этом в самой Финляндии, где шведы составляют всего 6% населения, шведский язык является вторым государственным. В общем, поменяйте название на ОРДЛО, и загляните в будущее.
Как добраться.
Авиасообщение налажено со шведским Стокгольмом и финскими Турку и Хельсинки. Стоимость перелета – около 150-250 евро.
В порты Аландских островов заходят круизные суда компаний Viking Line и Silja Line. Время прибытия, как правило, ночное, что не очень удобно.
Паромное сообщение представлено довольно широко, стартовать можно из Турку или Стокгольма. Есть несколько локальных переправ.
Я выбрал не самый простой, но самый короткий и дешевый маршрут. К тому же, сумел уложиться в один день, так как имел лимит по времени. На сайте паромной компании «Ecker? Linjen» за 8 евро куплен билет Стокгольм-Мариехамн. Автобус из Стокгольма довозит до порта Грисслехамн (Grisslehamn), там всех организованно пересаживают на паром. Вот так просто, дешево, и вовсе не сердито.
Отплываем из Швеции
Еще за 14 евро приобретен завтрак на пароме. Шведский стол был просто божественен, всякие Турции-Египеты отдыхают. Блюда перечислять нет смысла, но одной только селедки было четыре вида, включая жаренную. Кстати, все виды рекомендую, они отличаются от привычной нам сельди.
Один из 6757 аландских островов. Ой, простите, два.
Два час пути пролетели абсолютно незаметно, и мы уже швартуемся на аландском острове Эккерё, где нас ждет автобус до Мариехамна.
Всё это, напоминаю, за 8 евро (или 22 евро с завтраком, кому как удобнее). Это не может быть экономически выгодным в дорогущей Швеции. Поэтому предположу: либо поездки дотируются правительством, либо компания нехило зарабатывает на беспошлинной торговле и казино. Было прикольно наблюдать за дедушками с тележками пива и бабушками у игровых автоматов.
Эккерё (Ecker?) соединен мостом с островом Аланд. Коммуна насчитывает всего 921 жителя, и здесь нет особых достопримечательностей. Но природа живописна, и гораздо больше домов в традиционном стиле.
Аланд (Fasta ?land) – главный остров архипелага, на нем расположена столица Мариехамн (Mariehamn). Кстати, в качестве нормативного написания утверждён «финский» вариант Маарианхамина (Maarianhamina), но так здесь никто не говорит. Неожиданно, но город назван в честь российской императрицы Марии Александровны. Скажу честно, смотреть здесь также особо нечего.
Дом в традиционном аландском стиле
Современная гостиница
Автовокзал
Восточная набережная
Есть еще и Западная набережная, но я туда не добрался. Времени не хватило. Там на причале стоит корабль Pommern 1903 года постройки. Последний парусник в мире, спущенный на воду.
Это самый центр города. Рабочий день, 17.30.
Детская игровая площадка в виде корабля. Куда же без нее в портовом городе.
Думал клён. А нет, рябина.
Еще аландцы обожают старинные автомобили.
На многих зданиях висят аландские флаги. Финских не встречал ни разу.
Другие атрибуты особого статуса островов
Местный Парламент (Lagting)
За 2,90 евро на автобусе №2 еду в городок Годбю (Godby)
Возле него построен пивоваренный завод «Stallhagen».
За барной стойкой стоит Златан. Мать хорватка, отец – боснийский серб, поэтому Златан считает себя именно югославом.
Славянские корни помогают быстро найти общий язык, и вот я в производственном цеху. Завод значительно разросся за последнее время, сейчас выпускается около 650 тыс. декалитров пива в год, кое-что идет на экспорт. Два года тому была проведена модернизация, начат розлив пива в банку.
Йонас из отдела продаж с энтузиазмом помогал добывать этикетки. К счастью, до Аландов доезжает не так много коллекционеров.
Прошу новых знакомых разобраться с расписанием автобусов. У меня через час паром, нужно торопиться. Всем баром пытались, но к консенсусу так и не пришли. У всех машины, автобусами никто не пользуется. В итоге Златан отвез меня в Годбю, оттуда точно что-то едет. Если я правильно понял, то к пивоварне идет только маршрут №2. Из соседнего Годбю, который расположен на перекрестке нескольких дорог, можно уехать на маршрутах № 1, 2, 3, 4 и 5. А вообще можно просто выйти на дорогу и уехать автостопом. Здесь это не проблема именно из-за плохого автобусного сообщения. Но я ненавижу автостоп.
Если посреди дороги выросла березка, то … Нет, не угадали. Никто ее пилить не станет.
Обратная дорога до порта.
Немного грустно, что уделил островам так мало времени. Не посмотрел замок Кастельхольм и близлежащие руины крепости Бомарзунд. Погода для средины октября стояла просто замечательная, иногда даже солнышко пробивалось сквозь тучи. Эх, знать бы это до поездки…
Утолить печаль помогло дешевое пиво из дьюти-фри. Кроме меня, на палубе было еще два таких алкаша. Один из Минска, второй со Львова.